Категория - Все самое интересное
"Болезненный вопрос". Что Алиев предложил Еревану
МОСКВА, 13 янв - РИА Новости, Антон Лисицын. Армения получит железнодорожное сообщение с Россией, а Азербайджан - прямой коридор в Нахичевань через армянскую территорию. Об этом заявил президент Ильхам Алиев после встречи в Москве с Владимиром Путиным и Николом Пашиняном. Почему транспортный вопрос так важен для конфликтовавших стран - в материале РИА Новости.
Мудрость и воля
Лидеры России, Армении и Азербайджана беседовали втроем, затем российский президент пообщался с Алиевым и Пашиняном отдельно. Азербайджанский президент и армянский премьер расставили акценты по-разному. Алиев напомнил, что это уже второе совместное заявление руководителей государств по региону. Но важность нового документа в том, что он поможет разблокировать пути на Кавказе.
"После более чем тридцати лет Азербайджан посредством транспортных коммуникаций через территорию Армении восстановит сообщение с Нахичеванской Автономной Республикой, - говорил он. - Армения получит выход на Россию и Иран, а мы - на турецкий рынок. Кроме того, турецкие и российские железнодорожные артерии соединятся".
Алиев продемонстрировал миролюбие. "Ситуация между Арменией и Азербайджаном, которая складывалась на протяжении многих лет, в конечном итоге разрешилась", - высказался он, выразив надежду, что армянская сторона не будет оспаривать заявление о перемирии и два народа найдут "волю и мудрость думать о будущем".
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Готовиться к налаживанию связей с Ереваном азербайджанский президент начал еще до встречи в Москве. В конце года стало известно, что Баку разрабатывает технико-экономическое обоснование железной дороги до границы с Арменией. "Считаю, что строительство займет максимум два года", - обозначил сроки Алиев. И добавил, что "придает большое значение формированию коридора между Азербайджаном, Арменией и Турцией". А в январе 2021-го СМИ сообщили: на территориях, отошедших к Азербайджану в Физули, возведут международный аэропорт.
Восстановление транспортного сообщения в регионе - преодоление последствий 1990-х, когда из-за конфликта в Карабахе Ереван и Баку разорвали связи. Больнее всего это ударило по Армении: страна оказалась в ситуации, которую сравнивали с блокадой. В советское время значительная часть грузов шла через территорию Азербайджанской ССР.
Положение ухудшилось после начала грузино-абхазского конфликта и гражданской войны в Грузии: железнодорожный путь через Сухуми перекрыли, а паралич власти сделал проблематичной доставку по автомобильным дорогам. Закрыли и границу с Турцией. По отдельным данным, внешняя торговля Армении в 1992-м буквально рухнула - оборот упал на 94 процента в сравнении с 1990 годом. О возобновлении сообщения Россия, Армения и Азербайджан договорились в ноябре 2020-го, при подписании заявления о прекращении боевых действий в Карабахе.
Зачем Пашинян поехал в Москву
Но на январской встрече в Москве Пашинян подчеркивал, что обсуждать экономику и транзит ему мешает нерешенность гуманитарных проблем. "Я думаю, для всех нас самая чувствительная и болезненная тема - вопросы, связанные с военнопленными, пропавшими без вести, обменом телами погибших", - объяснил армянский премьер.
Политический фон на родине не способствовал содержательным переговорам о транспортном сообщении. В Ереване в конце года объявили бессрочный митинг с требованием отставки Пашиняна, оппозиция перекрывала дороги перед его кортежем. В Москву глава правительства летел под неодобрительные комментарии противников. Так, правозащитник Аветик Ишханян предположил - а не подпишет ли премьер новую "капитуляцию".
© Sputnik / Асатур Есаянц / Перейти в фотобанкСотрудники правоохранительных органов перекрывают дорогу к ереванскому аэропорту Звартноц, чтобы обеспечить проезд премьер-министра Никола Пашиняна, направляющегося в Москву

© Sputnik / Асатур Есаянц
Сотрудники правоохранительных органов перекрывают дорогу к ереванскому аэропорту Звартноц, чтобы обеспечить проезд премьер-министра Никола Пашиняна, направляющегося в Москву
В Армении многие расценивают заявление о перемирии в Карабахе как поражение. В ноябре 2020-го при посредничестве Москвы Баку и Ереван прекратили огонь, договорились обменяться пленными и телами погибших. Азербайджану отошли Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы, которые раньше контролировала непризнанная Нагорно-Карабахская республика. В регионе развернули российский миротворческий контингент.
Публикация документа вызвала волну протестов в Армении. Даже во время встречи с Путиным противники не обошли Пашиняна вниманием - у посольства Армении в Москве состоялась демонстрация.
Слова о том, что важнее всего - освобождение пленных, премьеру не помогли. На родине его все равно упрекнули, что он обсуждал "азербайджанскую повестку". "Все провластные каналы радостно вещали, что в соответствии с новой договоренностью откроют железную дорогу, связывающую Армению с Ираном и Россией. Между тем армянский народ ожидал от встречи одного - договоренности о возвращении в сжатые сроки военнопленных, однако этого не произошло", - раскритиковал главу правительства лидер партии "Просвещенная Армения" Эдмон Марукян.
© РИА Новости / Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев во время совместного заявления для прессы

Президент России Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев во время совместного заявления для прессы
Между тем ранее - еще в ноябре - Пашинян считал вопрос разблокирования дорог важнейшим. "В ближайшем будущем мы должны сконцентрироваться на этом. Говоря об экономической стабилизации не только в Армении, но и во всем регионе, мы должны предпринять конкретные шаги", - призывал премьер.
И даже сквозь бушующий в стране политический кризис пробивались новости о нормализации отношений с соседом. В декабре над армянской территорией пролетел из Баку в Стамбул лайнер авиакомпании Turkish Airlines. Азербайджанское издание Haqqin назвало этот рейс "историческим". И отметило, что официальные источники не сообщали об открытии воздушного пространства Армении.
Болезненная ломка стереотипов
Кандидат исторических наук, специалист по Кавказу Станислав Тарасов считает: очередная московская встреча - лишь пролог к сложной дипломатической игре. "Если пользоваться марксистским тезисом о бытии, определяющем сознание, то психологию конфликтующих народов должна изменить торговля, - говорит он.- Регион в целом и Армения в перспективе выиграют, но сейчас в Ереване идет болезненная ломка привычных представлений".
Эксперт не исключает, что Минский формат постепенно трансформируется в трехсторонний: Россия, Армения и Азербайджан. "Перевод конфликта в политико-дипломатическое русло неизбежен после того, как в Карабахе встали российские миротворцы. Никто не хочет конфронтации с третьей стороной - с Россией. А на сотрудничество с Ереваном сейчас настроена даже Анкара", - отмечает Тарасов.
Российский кавказовед Нурлан Гасымов полагает, что от открытия путей выиграют все три страны. "Раньше связь России и Армении осуществлялась по воздуху или по Военно-Грузинской дороге - неудобной, а иногда и недоступной из-за снежных завалов. Сейчас страны получают сухопутное сообщение. Это важно для Армении как для члена торгового альянса ЕАЭС. И для российской военной базы: грузы не надо перебрасывать только самолетами", - объясняет Гасымов. Причем, подчеркивает он, Азербайджан не расценивает военный транзит из России как угрозу для себя.
Эксперт согласен: в Карабахе много нерешенных проблем - и позицию Пашиняна можно понять. Но лидеры трех стран начали с экономики не случайно: когда идет торговля, конфликтность спадает. Именно хозяйственные связи открывают путь к полноценному сотрудничеству и примирению.